Церковь и власть

27 сентября 2012 - IndyGo
article4793.jpg

 Вследствие особенностей исторического развития, взаимоотношения населения  и власти, в России, как ни в одной стране требуется посредник не только между людьми и богом, но и между народом и властью. И таким посредником в новейшей  истории России могла бы быть также церковь. Конечно, не стоило бы идеализировать внутри церковную жизнь, которая явилась естественным продолжением её жизни в советский период – период её выживания.

 Отдалённость в тот период церкви от власти, её смирение перед ней и трепетность её отношения к пастве явились теми причинами, которые  вначале 90-х годов заставили многих людей обратить свой взор к церкви и вернуться в её лоно в поисках духовной опоры и в своём руководстве в дальнейшей жизни. Тогда началось массовое воцерковление людей, живущих на постсоветском пространстве, что явилось примером духовного обновления другим народам, связывающим свою внутреннюю духовность с другими исторически близкими к ним конфессиями: исламом, буддизмом, иудаизмом.

Потеряв духовную опору вместе с идеологией, рухнувшего государства многие нашли такую опору в вере. Свою роль последовательного посредника – роль института, стоящего в духовном плане даже над властью, русская православная церковь исполнила в очень опасный период противостояния в 1993 году, чем снискала ещё большее уважение в обществе. Духовные князья от церкви казались непререкаемыми авторитетами и примером духовной и мирской жизни. Люди потянулись в церковь. Церкви стали наполняться до предела. Начался период возрождения храмов и монастырей. Но всё это было в начале новейшей истории России.
 
         Пережив период умиления по поводу возрождения, люди сталкиваясь с церковью в повседневной жизни, стали ощущать не искренность служителей культа. Удивляясь Лексусам, Мерседесам, Пежо священнослужителей, они начали приглядываться к тому, что происходит внутри церкви. Их взору открылась далеко нелицеприятная картина внутри церковной жизни пастырей духовных. Почувствовав себя посредине течения «новой» жизни, спекулируя на бедности прихожан и на гонениях прошлых лет церковь начала участвовать в бизнес-жизни, привлекать, принимая в пожертвование, уголовно нажитые средства, сиюминутно возникших из ничего богатеев и даже воров в законе. Наверное, многим припоминаются роскошные встречи с цветами в аэропорту Домодедово пастырями от РПЦ «братанов по вере в малиновых пиджаках» с крестами чуть меньшими, чем на храме Христа Спасителя, которые возвращались в Россию, то после паломничества, то после отдыха на островах в оффшорных зонах. Быстро растущие храмы стали торчать как индульгенции, отпускающие грехи их спонсорам, как прошлые, так и будущие. Не случайно храм Христа Спасителя первоначально называли храмом «Лужка Спасителя и его же друзей во власти стоящих». Благочестие и доброта со многих священнослужителей слетела в этот период в борьбе за места службы. Были отторгнуты помещения детских больниц, интернатов (Москва), больниц для ВИЧ инфицированных (Киев), а люди выгнаны на произвол судьбы.
 
Получив доходные – «хлебные места», сами пастыри, кроме традиционных заработков на своих услугах, свечах и иконах, стали участвовать в далеко не безобидном бизнесе: вкладывать деньги в банки – «в рост», безакцизно торговать зарубежной гуманитарной помощью, создавать дорогие гостиницы, туристические агентства, прибирать к рукам предприятия и различные промыслы. Но рыба, как известно, гниёт с головы. Достаточно большое количество, подтверждённого документально, материала собрано в досье доктора исторических наук Сергея Бычкова.
Многим помнится появление митрополита Кирилла, который многим россиянам известен как талантливый проповедник, энергичный и жесткий епископ, борец против экспансии в России католичества и протестантизма, а также как нынешний патриарх РПЦ.
Но мало, кто знает, что не менее широкую, а даже скандальную известность он получил после обсуждения его табачного промысла на Архирейском соборе.
 
Против него резко выступил ныне покойный архиепископ Новосибирский и Бердский Сергий и верующие Новосибирской епархии. Митрополиту Кириллу пришлось изворачиваться, утверждая, что гуманитарные сигареты случайно попадали вместе с другой гуманитарной помощью. Тогда уже были подняты документы, согласно которых сигареты поставляла фирма «Филипп Моррис Продактс Инк.». Сигареты шли из Швейцарии, из города Базеля, Гютерштрассе, 133. В таможенных документах было ясно обозначено: «Производитель: RJR Tobacco (США). Продавец: ОВЦС Московской патриархии» и даже был указан адрес склада: г. Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь. Вот так, благодаря заботам  владыки   Кирилла,  теперь и Данилов монастырь войдет в историю как табачный склад...
После разбирательств на соборе в 1997 году  владыка  Кирилл вынужден был частично свернуть, а затем законспирировать гуманитарно-экономическую деятельность. После замены ключевых фигур в  Штабе гуманитарной помощи при ОВЦС, на том же Архиерейском соборе в феврале 1997 года было принято решение организовать Экономический совет во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием Фроловым, который должен был стать подотчетным непосредственно Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однако Экономический совет вновь оказался при ОВЦС, а епископ Алексий стал непосредственным заместителем Кирилла. Табачный бизнес — один из самых доходных в мире и табачные фирмы, поставляющие сигареты в Россию, крайне заинтересованы в том, чтобы табак поступал в страну не как обычный товар, а через каналы гуманитарной помощи. Безакцизная торговля даёт баснословную выручку, которая распределяется по-братски и накапливается в швейцарских банках.
А Швейцарию  владыка  Кирилл знает не понаслышке, так как именно эта страна четверть века назад впервые приняла молодого, энергичного монаха. Здесь он испытал радость автолюбителя, впервые сев за руль своей первой иномарки, которую вскоре разбил. А попал он туда, похоже, не случайно.
 
Таинственен путь Кирилла (В. Гундяева) на вершину церковной власти. В начале 90-х годов разгорелся скандал, связанный с архивами КГБ. Выяснилось, что подавляющее большинство епископата Русской православной церкви активно сотрудничало с органами госбезопасности. В 1992 году Архиерейский собор параллельно Верховному совету сформировал комиссию, которую возглавил епископ Костромской и Галичский Александр. Пока разбирались в псевдонимах,  Кирилл (кличка — агент Михайлов) проявил недюжинную смекалку и начал скупать архивные документы. Собрав базу компромата, в том числе и на патриарха, он в течение последних 10 лет ловко шантажируя документами, умело урезонивал, как излишне ретивых епископов, так даже и самого патриарха.
 
Затем  он решил расширить сферу приложения своих экономических знаний, и 17 декабря 1993 года был заключен договор о совместной деятельности с предприятием АОЗТ «АРТГЕММА», которое обработкой и продажей алмазов. Только в 1995 году предприятием было получено от Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням ювелирных алмазов массой 2652,12 карата.
Церковь стала сливаться с властью. Дополнительное соглашение с государством гласит: «...организовать выделение Обществу государственных квот на поименованные выше драгоценные металлы и камни (в том числе ограненные алмазы), организовать получение Обществом под выделенные квоты необходимого количества драгоценных металлов и камней (в том числе ограненных бриллиантов) с рассрочкой их выкупа на срок, представляемый действующими правовыми актами (...), организовать постоянство выделения Обществу квот и получения под них необходимого сырья, постоянно информировать Общество о ходе выполнения обязательств Отдела». Только за 1994 год «АРТГЕММА» благодаря ходатайствам митрополита Кирилла получила из Роскомдрагмета алмазов на 6 миллионов долларов.
          Хотя в Уставе ОВЦС вообще отсутствует какое-либо указание на коммерческую деятельность, отдел постоянно на протяжении нескольких лет расширял сферы своего бизнеса. ОВЦС успешно занимается туристическим бизнесом (Греция, Италия, Израиль). В Москве при непосредственном участии ОВЦС был приобретен, а затем продан супермаркет «Скобелевский».
Ещё одним направлением бизнес-деятельности Кирилла стали морепродукты. По  информации "Портала-Credo.ru" в 2000 году получили огласку попытки митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты). Соответствующие правительственные структуры выделили фирме АО «Регион», якобы учрежденной Кириллом, квоты на отлов камчатского краба и креветок общим объемом более 4 тысяч тонн. Прибыль от этого предприятия оценивается в 17 млн. долларов.
 
Далее ещё больше и лучше. Более доходным бизнесом, с которым был связан митрополит Кирилл, стал экспорт нефти. Бизнес-партнер митрополита епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США, входил в Совет директоров АО МЭС, которое в середине 90-х вывозило из России по несколько миллионов тонн нефти в год. Ежегодный оборот компании составлял около $ 2 млрд. Под ходатайствами МЭС в правительство РФ об освобождении от пошлин очередных сотен тысяч тонн экспортной нефти, нередко стояла подпись самого Патриарха, который, таким образом, принимал свое участие в этом бизнесе.
К этому также можно добавить участие митрополита Кирилла в автомобильном СП в Калининграде. Интересно, что даже, став патриархом, он не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.
Об его «аскетической жизни» тоже известно немало: часы Breguet стоимостью в 30 тыс. долларов, личный самолет, виллы в Швейцарии, «терема» в Переделкине, дворец в Геленджике и пентхаус в «Доме на набережной». (По данным журнала, The New Times, «был куплен в 2002 году и является единственной квартирой в Москве, зарегистрированной на мирское имя Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости»).
Для сомнительного бизнеса митрополиту Кириллу пришлось привлекать себе сотрудников под стать себе. Незаменимым советником  владыки  являлся Сергей Житенев, в недавнем прошлом — вице-президент Национального фонда спорта и правая рука ныне покойного Бориса Федорова, а также его давняя знакомая, дочь повара Ленинградского обкома КПСС Лидия Леонова, прописанная в Смоленске, но постоянно проживающая в Москве в «Доме на набережной», которая является учредителем и хозяйкой около 300 табачных структур.
 
Совсем недавно Лидия Леонова подала с суд иск на соседа врача-кардиохирурга, бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко, за «пыль в квартире» и выиграла его. Суд решил, что именно ценой собственных апартаментов больной онкологией Ю. Шевченко может возместить непоправимый урон, нанесенный имуществу В. Гундяева. Ю. Шевченко был готов без всякого выяснения происхождения пыли возместить ущерб, но никакого диалога наладить не получилось". По словам представителей Ю. Шевченко, вскоре после случившегося, с бывшим министром связался депутат. Он предложил себя в качестве посредника в улаживании возникшего конфликта с В. Гундяевым. Суть предложения заключалась в дарении патриарху квартиры, а его представителю – 500 тыс. евро. Ю. Шевченко счел такие требования чрезмерными. Его оппоненты пообещали, что все равно своего добьются. Вскоре в Замоскворецкий суд бы подан иск к Ю. Шевченко на сумму в 26 млн рублей, которая потом была снижена до 20 млн рублей. В своё время по благословению Алексия II Ю. Шевченко окончил в Ташкенте духовную семинарию и был рукоположен в сан священника в Украинской Православной Церкви. У него сложились духовные отношения с Блаженнейшим Украины Владимиром. После смерти Алексия II патриархом стал Кирилл. Вскоре после этого к Ю. Шевченко обратились представители Московской епархии с рекомендацией подписать покаянное письмо Кириллу за то, что рукоположился без его ведома. Тот не стал это делать, так как по канонам нарушений не было. Похоже в РПЦ тесные отношения между Шевченко и патриархом Владимиром вызывали нескрываемое раздражение. Под редакцией Юрия Шевченко была издана книга о святителе Архиепископе Луке – хирурге Воино-Ясенецком, которая была переведена на многие языки мира. За это издание священник Георгий (Ю. Шевченко) был награжден орденом предстоятеля Греческой Православной Церкви. Ю. Шевченко готовился передать Московской патриархии выстраданный и собранный по крупицам собор из полутысячи редчайших мощей и христианских реликвий. Но «..дар не был принят, все попытки узнать личную позицию по данной ситуации в РПЦ натыкались на полное непонимание".
 
Совсем недавно 15 февраля «Новая газета» затронула в своей публикации тему «личных капиталов» нынешнего предстоятеля Русской православной церкви. Речь об этом издание завело в связи с высказываниями Патриарха, прозвучавшими на встрече Владимира Путина с лидерами российских традиционных конфессий. Как известно, Патриарх упомянул там о «кривизне» российской истории, в которую страна угодила в «лихие девяностые» и которую, по его словам, «успешно исправил» лично Владимир Путин.
Контакты главы ОВЦС МП с высшими органами власти в России двояки: с одной стороны, они поддерживают «церковный бизнес», а с другой осуществляется  идеологическая поддержка власть предержащих.
Поэтому и неудивительно, то неистовство в не примирении вокруг глупости группы Pussy Riot. Большинство не видело эту акцию до конца, и судят о ней по непонятному отрывку. Непонятная многим форма выражения чувств стала, осуждаема большинством по науськиванию церкви. А круговая порука церкви и власти даёт возможность избавиться от инакомыслия, надавив физически и морально на глупых «эмансипе». Хотя сам их протест и молебен далеко не глупы. Истинно духовные лица, сильны своей Верой в Бога и своим великодушием. Такие личности могли всё случившееся прокомментировать несколько иначе и не допустить разделения общества, например: «Они совершили грех перед Церковью нашей и Господом, но мы прощаем их и будем молится за души их и просить Бога даровать прощение им».
         Многим не хотелось бы, чтобы всё это имело место. Люди с всё меньшей активностью стали обращаться к церкви и посещать её. И часто приходится слышать: «В бога я верю, но не верю служителям».
         Очень точно о нынешнем состоянии церкви сказал журналистам другой отец Кирилл – настоятель Шлыковской церкви Пермской епархии, который вынужден был покинуть своё место:
«Я должен был уйти, поскольку не поддерживаю тот курс, по которому идет сегодня наше церковное руководство. Я полагаю, церковь должна быть отделена от государства. У нас же в стране, на мой взгляд, этого не происходит. Сегодня, как мне кажется, церковь обслуживает интересы государства. Она утратила роль совести нации. И новый Устав стал лишь поводом для моего ухода, который назревал давно. По новому Уставу приход (а значит, народ), на мой взгляд, лишается участия в жизни церкви, чем, как мне кажется, несколько искажается основной принцип православия – принцип соборности. Церковь должна быть близка народу. Здоровая жизнь прихода – основа здоровой церкви. У нас же в церкви выстраивается такая же иерархия власти, как в политической структуре страны. Но церковь и политика – это не одно и то же. У них разные функции. Да, я два года во время службы не упоминал имя патриарха, поскольку именно он последние 20 лет управлял процессами в Московской патриархии, которые я не склонен поддерживать. И он не изменил курс, став патриархом. И когда меня поставили перед выбором – принять новый Устав или уйти, я решил остаться при своих убеждениях. Но от православия я не ушел. Просто мне ближе несколько другое направление: под юрисдикцией Русской православной церкви за границей. Это православие, которое в свое время вынесли за пределы России эмигранты, уехавшие из страны в связи с революцией. В начале прошлого века церкви в России пришлось подчиниться Советской власти. У православных же в эмиграции, как мне кажется, было больше свободы. Два года назад, как известно, Русская православная церковь за границей воссоединилась с Московской патриархией. Но лишь частично. Так вот я остался в той части, которая отказалась идти на компромиссы. Я с большим уважением отношусь к отцу Борису и к его деятельности. И очень надеюсь, что он поймет меня. А также, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить людей, особенно актив Шлыковской церкви, за доверие мне и попросить прощения за принесенные огорчения. Но иначе я поступить не мог».
         Люди надеются и молятся за таких людей, и за духовное обновление РПЦ.
 

Похожие статьи:

ОбществоЗаставь дурака Путину молиться...

РелигияПост - не диета

РелигияЦерковь для престижа

ОбществоНикита Джигурда объявил себя Богом

РелигияОт кого они убегали под землю? От себя, от общества, от Церкви?

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4227 просмотров
Комментарии Сайта (0)
Комментарии Вконтакте

← Назад