МАСКИ

6 октября 2011 - Harita
article4714.jpg

С давних пор не любят люди открывать своё лицо.
Под фатой невеста будет в церкви одевать кольцо.
Прячем лица, мысли прячем, прячем выраженье глаз.
Маски любят, маски плачут и смеются вместь нас.
Все мы - женщины, мужчины - зачарованы игрой,
Так легко одеть личину, мир отгородить стеной.
Закрывают люди лица яркой краской напоказ,
Так как с маской легче сжиться миру, чем с любым из нас...
Вот и носят люди маски не снимая до конца,
Но под толстым слоем краски может и не быть лица...

 

"Все люди хорошие, но иногда
в каждом просыпается подлец"

Скилеф

 

Иногда кому-то из нас, как тому влюбленному юноше, может казаться, что человеческое "я" - неделимое целое.

Гороскопы гласят, что "близнецы" - двойственны. С этой астрологической спекуляцией нельзя не согласиться, потому что не только "близнецы", но и все остальные люди имеют не только два, а гораздо больше лиц. "Всякий человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую маску, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только масок"(Франсуа де Ларошфуко). У каждого из нас много масок на разные случаи жизни. Человек - как стакан, состоящий из противоположных граней: смеяться может лишь тот, кто когда-то плакал; чтобы уметь быть добрым, иногда надо быть злым. В зависимости от ситуации мы поворачиваемся к другим людям своими различными гранями: с детьми мы не такие, как с взрослыми ; с начальником мы ведем себя не так, как с подчиненными; со знакомыми не так, как с незнакомыми; с женщинами не так, как с мужчинами; для одних людей мы ангелы, а для других можем быть чуть ли не дьяволами.

Откровенны мы только с собой и лишь изредка с другими. Сплошь и рядом люди думают одно, а говорят иное, потому что "если бы наши мысли были написаны у нас на лбу, то все бы отворачивались от нас" (Скилеф). Продавец, который надел маску вежливости и терпеливо отвечает на вопросы покупателя, про себя может думать: "да когда же ты заткнешься и, наконец, раскошелишься?". Тюремщик с садистским уклоном на вопрос: "почему вы выбрали именно эту профессию?", наверняка ответит: "я хочу служить гуманистическим идеалам человечества". За представительными фасадами политических (и не только) решений обычно скрывается откровенно грязная закулисная возня, и если бы чиновники озвучивали свои истинные резоны - какого размера взятки они получили и какие сделки на самом деле стоят за их делами - то скандалам не было бы числа, поэтому они часто предлагают нам поверить в ложные, но благовидные мотивы.

Наша личность - из масок, а жизнь - маскарад.

 

Мы - источник веселья и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик:
Он ничтожен, и он же - безмерно велик.

(Омар Хайам)

 

У Владимира Высоцкого есть замечательное стихотворение "Маски" :

Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал -
Как на венецианском карнавале

Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я - под маскою зверей
У многих человеческие лица.

Все в масках, париках - все, как один.
Кто сказочен, а кто - литературен.
Сосед мой справа - грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий - дурень.

Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, -
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?

Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое обычное лицо
Все остальные приняли за маску.

Петарды, конфетти! Но все не так...
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.

Смеются злые маски надо мной,
Веселые - те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.

За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?

Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных -
Защита от плевков и от пощечин.

Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?

Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.
 

Наше общество устроено так, что, попадая в определённые жизненные ситуации, люди надевают на себя «маски» с не всегда осознанной целью представиться окружающим в более выгодном свете.

Ученые определили соответствие "маски" человека его проблемам:

Тождество (отсутствие маски)
Отсутствие «масок» говорит о простоте и надежности человека. Человек достаточно честен с самим собой и окружающими, не пытается играть чьи-то роли, остается адекватным самому себе

Дуальная
«Маска» связана с проблемой отдыха: человек нуждается в отдыхе, комфорте, расслаблении, поддержке и опоре

Активации
«Маска» связана с неприятием мысли о том, что проблема есть и что ее надо решать. Нет мотивации к решению проблем

Зеркальная
«Маска» связана с проблемами реализации личности, реализации творчества, активной выдачи результатов

Деловая
«Маска» связана с проблемой работы: ощущение, что загруженность работой мешает жить полной жизнью. Трудности в организации работы, выделении приоритетов. Или «маска» связана с проблемой долгого поиска работы

Мираж
«Маска» связана с проблемой внутренней свободы: зажатость, неумение сделать самостоятельный шаг, напряженность, уход от реальности в мир иллюзий. У человека накопилось внутреннее напряжение, с которым он не умеет справляться. Как следствие – создает напряженную атмосферу для других; уход в мир иллюзий: компьютерное общение, заменяющее реальную жизнь, или компьютерные игры, чувство потерянности, несогласованности с реальностью

Суперэго
«Маска» связана с проблемой выживания. Человек не живет свободно, а «выживает», делает то, что «надо», не сопоставляя это со своими силами и возможностями. Нет баланса труда и отдыха, необходимого восстановления сил

Погашение
«Маска» связана с бытовыми проблемами. У человека недостаточно организован быт, чтобы как следует восстанавливать силы

Квазитож-дества
«Маска» связана с проблемой борьбы: человек увлечен борьбой (с кем-то – людьми, обстоятельствами), придает этой борьбе больше значения, чем следовало бы, или просто борьба актуальна в данный момент. В любом случае наличие «маски» осложняет жизнь, мешает сконцентрироваться, выбрать свои, а не чужие средства для решения проблем

Конфлик-тера
«Маска» говорит о проблеме выбора. Человек не склонен делать четкий выбор, надолго оставаясь в состоянии колебаний и тем самым затрудняя жизнь себе и окружающим. Такая маска говорит также о внутреннем конфликте человека

Родствен-ная
«Маска» связана с проблемой самоутверждения. В свое время человек не научился самоутверждаться достойными средствами, недостаточно освоил методы утверждения своих позиций среди людей, поэтому сейчас вынужден поступать против своего типа, ломая себя, чтобы «прикрыть» свои слабые стороны, вынужден представляться другим и даже себе (причем, себе – в первую очередь) как бы другим человеком

Полудуаль-ная
«Маска» связана с проблемами учебы

Контролера
«Маска» связана с проблемой долга (такой человек ощущает себя выше других, как будто ему «все должны»). Считает себя вправе предъявлять к людям жесткие требования, не требуя в первую очередь с себя

Подконт-рольного
«Маска» связана с неумением спросить со своих должников, с большей склонностью отдавать долги, чем спросить с других. Человек считает, что «он всем должен»: «совесть – лучший контролер». В работе могут быть проблемы, связанные с неумением спросить с подчиненных за исполнение работы

Заказчика
«Маска» связана с проблемой ухода от ответственности за исполнение решений. Человек склонен самостоятельно принимать решения, но перелагать ответственность за их исполнение на другого

Подзаказ-ного
«Маска» связана с проблемой ухода от ответственности за принятие решений. Человек склонен быть послушным исполнителем, но не принимать решений самому, переложить ответственность за них на другого.

«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры»
(Шекспир)

 

Английское слово «person» (личность) происходит от латинского слова «persona», которое означало маску, надеваемую актерами, выступающими в амфитеатрах древней Греции и Рима. В последующие столетия маска традиционно применялась там, где требовалось скрыть свое лицо и свои замыслы, где человеку хотелось, чтобы его принимали за другого. Имеются исторические персонажи: Железная Маска, Зорро. Чикагская мафия тридцатых годов пользовалась исключительно черным платком, которым закрывалось все лицо до глаз. Современная бандитская братия употребляет с той же целью колготки или капроновые чулки, а спецназ — трикотажную шапочку-маску с прорезями для глаз, позаимствовав это нехитрое приспособление у японских ниндзя. Маска могла представлять собой средство физической защиты: у средневековых рыцарей или у современных хоккейных вратарей, врачей и электросварщиков. Часто маска не имела внешней практической роли, становясь деталью магического обряда или атрибутом детской игры.

Бесчисленные в своих вариантах маски являются источником радости и веселья на современных венецианских и латиноамериканских карнавалах. Благодаря маске люди не узнавали друг друга, исчезали всякие условности, табу. Каждый человек начинал вести себя настолько раскованно, насколько он отказывался от роли, которую до сих пор навязывало ему общество. В карнавальной маске это был человек без имени, звания и сана, и ему позволялось многое из того, чего бы он никогда не сделал с открытым лицом… То же самое отмечалось уже в так называемом «галантном» XVII веке. «Употребление маски позволяло, далее, и порядочным дамам посещать пьесы и спектакли настолько непристойные, что, казалось бы, в театре не должно быть места женщинам. Обычай посещать театр в маске господствовал поэтому не только в Венеции, но и во многих других городах эпохи старого режима, например, в Париже и в Лондоне».

 

С философских позиций маска неизбежна, как неизбежно индивидуальное существование. Она есть момент дуального или физического бытия с его делением на субъект и объект. Наш мир раскрывается только в антиномиях, и только в них он становится предельно ясным и понятным.

Человеческий субъект, чтобы не потеряться среди многих, и создает этот рубеж, надевает маску, к которой относится не только его кожа, костюм, личные вещи, но и его убеждения и чувства. В данном случае маска — это не только форма защиты от потенциально враждебного окружения, но и форма избирательного контакта с ним. Отсутствие маски в этом смысле означает смерть. Но уже единственная маска — это жизнь, хотя и в значительной степени примитивная и упрощенная.

Активное стремление удержать свой статус, свое реноме ценой возвышения и преувеличения своих способностей и достоинств посредством вымысла, лжи и фантазий также представляет из себя маску. Это так же естественно, как и обесценивание и вытеснение для человека в маске всего неприятного и чуждого ему как несуществующего или плохого. В этом случае навешивание ярлыков есть не только известная, но и вполне понятная форма умаления и уничижения своего окружения…

Мы носим маски, но зачем? Есть масса причин, которыми люди хотят оправдать свой маскарад. Не каждый может признать это и ответить… почему? Почему он носит маски? Ответить искренне… не виляя… не изворачиваясь… Признаться самому себе…Зачем?

 

www.100druzei.ru

Похожие статьи:

НаукаЗдоровый образ жизни - наглый обман!

ОбществоИзобретатели болезней

Рейтинг: +1 Голосов: 1 5016 просмотров
Комментарии Сайта (1)
Комментарии Вконтакте

← Назад